Информационный портал

Информационно-новостной портал

Новости рекламы и маркетинга. Новости Интернета.
Море полезной информации на сайте RetailDepartment.ru
Поделиться ссылкой с друзьями

В курсах повышения квалификации в области инновационного менеджмента, трансфера технологий и коммерциализации Оксфордского университет

Twitter
Нравится
RedLine
Опыт инноваций МГУ Невельского в Оксфордском университете: от высоких технологий до общепита

В курсах повышения квалификации в области инновационного менеджмента, трансфера технологий и коммерциализации Оксфордского университет border=

В апреле 2013 в Оксфордском университете были проведены курсы повышения квалификации в области инновационного менеджмента, трансфера технологий и коммерциализации результатов научной деятельности для представителей крупных производств и научных центров, Морской государственный университет успешно принял участие в "Successful Business Week".

Среди участников курсов были представители атомной отрасли России и Франции, Министерства обороны Турции, крупнейших арабских нефтяных компаний, а также ведущих компаний Европы в области IT.

Основанный еще в XI в., Оксфордский университет сегодня занимает 1 место в Европе и находится в пятерке мировых лидеров (наряду с Гарвардом, Кембриджем, Стэнфордом…) в области коммерциализации научных идей, а среди его выпускников - 50 нобелевских лауреатов.

На курсе в области инновационного менеджмента и трансфера технологий в качестве преподавателей и лекторов работают лучшие специалисты Оксфордского университета, имеющие опыт работы в ядерной промышленности, в лазерных технологиях и оптоволоконной связи, "knowledge management", бизнесе и т.д., хотя лекторами и преподавателями в традиционном (точнее отечественном) понимании их назвать крайне сложно.

Здесь не увидеть досок, мела и написанных лет 50 назад лекций, которые читаются "по бумажке" по сей день. Все занятия строятся в интерактивной форме: дискуссии, презентации и case study, т.е. детальные примеры успеха/падения коммерческих и государственных организаций, стандартных и не стандартных схем продвижения научных результатов на мировой рынок, имевших место на предприятиях, в банках, интернет-компаниях, в которых оксфордские преподаватели имели опыт работы втечении нескольких десятков лет.

В курсах повышения квалификации в области инновационного менеджмента, трансфера технологий и коммерциализации Оксфордского университет border=

Важно отметить, что более 80% всего ППС Оксфордского университета имеют многолетний опыт работы по своим тематикам за пределами академических стен, более того, помимо академического бэкграунда практически весь ППС имеет степени в области бизнеса и менеджмента, что в итоге и сформировало очень благоприятный внутренний климат для коммерциализации научных результатов.

Сегодня Оксфордский университет благодаря коммерциализации своих результатов получает более 400 миллионов фунтов стерлингов (19 600 000 000 руб.) в год. В чем же состоит секрет успеха? Ответ довольно банален и лежит на поверхности: "прежде чем что-то получить, нужно что-то вложить". Что же необходимо вложить, чтобы получить подобную сумму?

Не будем здесь учитывать ежемесячные з/п, университетское имущество и оборудование, да и саму внутригосударственную среду с существенными налоговыми послаблениями для малых инновационных предприятий на первые 5 лет развития и др. - сравнивать Россию с Англией было бы крайне некорректно. Однако проанализируем, что делает сам персонал университета для достижения подобных результатов?

Приведем конкретные цифры: на 1500 ППС приходится более 4000 специалистов из 70 отделов внутри самого университета, которые работают на коммерциализацию научных идей и результатов, плюс 5500 аспирантов работают в команде 1500 вышеперечисленных профессоров и преподавателей. То есть, на каждого ученого-разработчика приходится более 6 человек (1:6), которые создают комфортную и беспрепятственную среду для доведения научной идеи до конечного результата, способного, как к правовой охране, так и к коммерциализации (для сравнения - в Морском университете на 1 ППС приходится 0,007 сотрудников по коммерциализации, т.е. 506 ППС: 4 сотрудника соответственно).

Здесь многие возразят, что при заработной плате среднестатистического оксфордского ученого можно и без научных разработок жить вполне неплохо, а вот и нет. Заработная плата, как впрочем, и весь бюджет Оксфордского университета финансируется из, так называемых, бюджетных источников (специальные государственные фонды) лишь на 20%, т.е. 80% заработной платы складывается из других источников: спонсорская помощь, инвестиции, гранты, оплата обучения, торговля (книжная продукция, канцелярские магазины, внутриуниверситетская система общественного питания).

Помимо 4000 сотрудников и 5500 аспирантов внутри университета создана специальная структура (еще в 80х годах!) - консалтинговый центр по инновациям Оксфордского университета, коллектив которого насчитывает более 70 человек (для сравнения - в Морском университете подобная структура насчитывает 4 сотрудника) и имеет разветвленную сеть по всему миру, большинство сотрудников этой структуры - не просто ассы в науке, но и в бизнесе, и работают уже больше из удовольствия, т.к. все они более чем состоятельные люди.

В курсах повышения квалификации в области инновационного менеджмента, трансфера технологий и коммерциализации Оксфордского университет border=

Курс по инновационному менеджменту проводил у нас Костас Криссо - в прошлом специалист по лазерной физике высокого уровня, а ныне крайне успешный сотрудник консалтингового агентства по инновациям в Оксфордском университете. Благодаря работе консалтингового центра и его высококвалифицированным сотрудникам, оксфордский университет сегодня успешно выпустил на рынок 700 патентов, созданных в своих стенах.

Вообще политика Оксфордского университета сейчас сосредоточена отнюдь не на образовательных услугах, точнее - образование и наука представляют единое целое: образовательный процесс максимально включен в научный, а научный процесс и служит образованием.

Вы не найдете здесь преподавателей, которые не занимаются наукой, как не найдете ученых, которые бы не занимались образованием. Преподаватель, который не развивает свое дело, т.е. не занимается наукой, не стоит ровным счетом ничего, а, в свою очередь, ученый, который не имеет аспирантов и студентов в своей команде, стоит не дороже. В нашем же вузе ситуация обстоит с точностью до наоборот, помимо низкой публикационной активности среди большинства ППС, о коммерциализации и грантовой поддержке своих научных разработок "беспокоятся" единицы: в Морском университете из 506 ППС более 85% никогда не подавали ни на один предлагаемый грант (соответственно 79% - доктора наук, 92% - кандидаты наук), активно ищут грантовой поддержки из 506 ППС всего лишь 9 человек.

Разработка и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности являются приоритетом сегодня в Оксфордском университете, все структуры вуза и их работа сосредоточены на создание благоприятного внутриуниверситетского климата для трансфера научных результатов на мировой рынок, т.к. от четкой, слаженной командной работы выигрывают все - и ученые, и аспиранты, и сотрудники, да и весь обслуживающий персонал в лице финансового департамента, администрации, IT и т.п. В этом, пожалуй, и заключается основное кредо успеха Оксфордского университета - в работе не отдельных групп или ученых, или финансистов, а в единой команде с очень высокой мотивацией и нацеленных на конкретный результат.

По сравнению с Морским университетом, да и большинством отечественных вузов, где любой обслуживающий отдел - юридический/финансовый/IT и т.п. на любой вопрос отвечает отрицательно: "нет", "нельзя", "невозможно", "приходите завтра", в Оксфорде решается иначе: когда общеуниверситетская политика заключается в том, чтобы сработать на результат, все структуры университета ищут пути решения и действуют, т.е. работают, а не находятся на рабочем месте; хотя, к сожалению, десятилетия советской власти приучили отечественный научный и преподавательский мир к последнему.

Еще весьма интересный факт, принципиально отличающий наши отечественные вузы от вузов иностранных, как в плане управленческом, так и культурологическом - большинство структур Оксфордского университета, такие как бухгалтерия/ юристы/ кадры и т.д. называются словом "служба" ("service"), таким образом, закладывается основная их задача - обслуживать и помогать, сопровождать образовательный и научные процессы, которые и составляют основу основ любой образовательной Alma Mater, но в наших же вузах - одни Управления, все хотят быть управленцами, а не быть единой командой, нацеленной на развитие и успех.

Отдельно хочется рассказать о малых инновационных предприятиях и работе IT отдела. При Оксфордском университете создано и успешно работает 80 малых инновационных предприятий и первым шагом на пути к их успеху была довольно несложная помощь от IT отдела. В Оксфорде, как в прочем и других лидирующих вузах, были созданы специальные сайты с очень простым дизайном и несложной навигацией, где просто в виде иконок перечислены идеи, под которые создавались малые предприятия, например некое медицинское изобретение, благодаря которому инвалидам будет удобнее перемещаться на транспорте, разнообразные программы и гаджеты к сотовым телефонам и персональным компьютерам и т.д.

Благодаря этому простейшему сайту 80 предприятий стали получать инвестиции: каждая иконка малого предприятия содержит кнопку "Инвестировать", сайт, разработанный IT, связан с международными платежными системами VISA, Master Card, Pay Pal и т.п. 2 щелчка мышью и любой заинтересовавшийся инвестор или бизнес-ангел (да и просто любой человек со стороны) может перечислить финансирование на понравившуюся ему идею или купить акции предприятия за считанные минуты, не выходя ни из дома, ни из офиса. Идея проста и гениальна одновременно, к тому же не требует серьезных бюджетных вливаний от университета, подобное Морской университет может взять на вооружение уже сегодня.

Еще несколько слов о торговле фирменной продукцией в Оксфорде, издательстве и системе общественного питания - все это составляет более 20% прибыли всего университета. По всему городу Оксфорду разбросаны небольшие красивые магазинчики с фирменной продукцией Оксфордского университета: кружки на любой вкус и цвет, футболки, пиджаки, рубашки, высококачественная канцелярия и все это в огромных количествах, скупаемое студентами и туристами. Как было бы чудесно, идя на работу в один прекрасный день, зайти в фирменный магазинчик Морского университета и купить красивую кружку или футболку с изображением нашего белоснежного парусника или просто эмблемой любимого вуза, ведь морская тематика будет пользоваться спросом не только внутри нашего вуза.

В адрес системы общественного питания в Оксфордском университете рука не поднимается писать "общепит" и "столовые". Студенческие точки питания в Оксфорде заслуживают ни одну Мишленовскую звезду в области гастрономии, еда здесь не просто вкусная, она экологически чистая (никакого мяса, выращенного на гармонах, никаких пестицидосодержащих овощей, фруктов) и приготовлена всегда наиболее здоровыми способами - на пару, запеченное, отварное (крем-супы из томатов и тыквы, запеченная курица) - и, разумеется, здесь не увидеть майонезных салатов, жир, плавающий в супе, чайные пакетики и т.п.

Также всегда есть две опции - блюда для вегетарианцев и мясоедов. На столах белые накрахмаленные скатерти, полный набор столовых приборов, все блюда подают официанты в белых рубашках и костюмах с иголочки. О чем это говорит? Отнюдь не об огромных средствах!

Это говорит, прежде всего, о корпоративной культуре и высоком профессионализме, о том, что каждый сотрудник вуза (не важно - ученый, бухгалтер или официант) - неравнодушный профессионал своего дела с чувством собственного достоинства, который уважает своих коллег и их труд также, как и свой собственный. Уважение и культура - здесь во всем: в ненавязчивой улыбке при встрече, в ухоженных садах, в здоровом и вкусном питании, в высоком качестве образования, в тоне и уровне общения сотрудников, студентов, аспирантов и т.д.

Многие скажут, что курсанту в жизни вряд ли пригодится навык - отличать салатную вилку от вилки для основного блюда, наверное да, однако это воспитает в них уважение к самим себе, позволит чувствовать себя достойно, где бы они ни были - в судовой столовой или на приеме у королевы, воспитание в подобной среде позволит в критической ситуации остаться рассудительным, здравым человеком.

Издательский дом Оксфордского университета - это тема для отдельной статьи. На сегодняшний день Издательский дом Оксфордского университета (Oxford University Press) - это успешно развивающийся крупный издательский бизнес. Приведу интересный факт - каждая 4ая в мире книга по английскому языку, которую держит в своих руках иностранец, издана в Оксфордском университете. Уже сегодня типография Морского университета могла бы охватить рынок учебной морской литературы хотя бы в собственном регионе. И сейчас глупо было бы странно жаловаться на недофинансирование от университета, мир давно открыт, границы стерты и государственных и негосударственных грантов на издательское дело вполне достаточно.

Можно еще бесконечно рассказывать об успехах "заморских" коллег, однако и в стенах нашего вуза мы уже видим серьезные изменения: существует хоть и небольшое число сотрудников, занимающихся коммерциализацией научных результатов, ищущих грантовую и иную поддержку под научные идеи и патенты, по 217 ФЗ было создано Малое инновационное предприятие, с которым уже сегодня Морской университет проводит совместную работу в рамках грантов по судостроению, где активно участвуют молодые кандидаты наук, аспиранты и студенты. Защищена законом торговая марка Морского университета, готовится к правовой защите и имя "Дальневосточного плавучего университета".

Вряд ли можно ожидать значительное увеличение бюджета от государства, нам всем пора осознать, что менять образовательную политику в стране коллективы вузов в состоянии самостоятельно, и прежде всего изменив собственное мышление. Инновации в зарубежных вузах не являются чем-то сверхъестественным - это просто образ жизни современного нам мира. Под конец вспоминаются слова выдающегося Джона Кеннеди и, перефразируя, хочется сказать, прежде, чем спрашивать, ЧТО университет сделал для тебя, задайся вопросом - что ТЫ сделал для университета?!

Юрчик В.Ф., начальник Центра научных и образовательных проектов
В статье использованы фотографии из личного архива автора, а также иные материалы с официального сайта и отчетной финансовой документации Оксфордского университета

Источник: http://dv-reclama.ru/dvbussines/obrazovanie/detail.php?blog=mgu_nevelskogo&post_id=32701

Add comment

Правила добавления комментариев


Security code
Refresh

Download SocComments v1.3