Информационный портал

Информационно-новостной портал

Новости рекламы и маркетинга. Новости Интернета.
Море полезной информации на сайте RetailDepartment.ru
Поделиться ссылкой с друзьями

Как правильно инвестировать в электронную торговлю в России

Twitter
Нравится
RedLine

Интернет-технологии сегодня развиваются настолько стремительно, что мы не всегда отдаем себе отчет в том, насколько радикальны произошедшие с нами перемены. Например, в 2010 году объем рекламы в интернете в США превысил объем рекламы в печатных СМИ [1], а в первом полугодии 2012 года один только Google заработал на рекламе больше, чем все американские печатные издания [2].

В прошлом году аудитория Яндекса превзошла аудиторию Первого Канала [3]. Нетрудно видеть, что деньги перетекают из оффлайна в онлайн. Как сказал по этому поводу Билл Гейтс, "если у Вас нет бизнеса в Интернете, то скоро у Вас не будет никакого бизнеса" ([4], на русском языке эта цитата встречается в разных вариантах). Иногда приходится читать, что Билл Гейтс "прозевал" интернет-революцию, что Microsoft вовремя не выпустила планшетные компьютеры (и в результате это сделала Apple) и т.п. Однако достаточно вспомнить про два простых факта - во-первых, который уже год Билл Гейтс находится на первом-втором местах в списке богатейших людей планеты; во-вторых, у большинства из тех, кто сейчас читает эту статью,на компьютере стоит операционная система Windows - и признать, что доля правды в словах Билла Гейтса все-таки есть.

Куда вкладываются деньги в интернет-бизнесе? Какова самая популярная отрасль для инвестиций? Вот совсем свежие данные от портала VentureBit [5]: из 15 крупнейших инвестиций в высокотехнологичные компании в 2012 году $655 млн. были вложены в электронную торговлю (e-commerce); $455 млн. - в "чистые технологии" (clean tech); $291 млн. - в "облачные" технологии (cloud); $277 млн. - в автомобильные технологии; почти $200 млн. - в социальные сети и т.д.

Немного более старые данные относительно российского рынка приводятся в исследовании Deal Book of Russian Internet компании Fast Lane Ventures [6] - там также отмечается, что основные инвестиции идут в сектор электронной торговли (несколько искажает картину результат от проведенных IPO российских интернет-гигантов Yandex и mail.ru; в случае же создания новых бизнесов - стартапов - сектор электронной торговли уверенно лидирует по объему привлеченного капитала). Кстати, и сама компания Fast Lane Ventures в основном концентрируется на инвестициях в электронную торговлю.

Оборот российского рынка электронной торговли в 2011 году составил $10,3 млрд., и ожидаемый рост за 2012 год - около 30%, т.е. мы имеем дело с быстро расширяющимся рынком; прибыль интернет-магазинов, как ожидается, за 2012 год вырастет в 2,2 раза [7], в настоящее время в Росии работают около 25 000 интернет-магазинов. Инвестиционный банк Morgan Stanley прогнозирует дальнейший быстрый рост российского рынка электронной торговли [14]. К 2015 году объем российского рынка может увеличиться до $36 млрд, достигнув 4,5% от всех розничных продаж, а к 2020 году эти показатели вырастут до $72 млрд и 7% соответственно. Во многом этому будет способствовать дальнейший рост числа интернет-пользователей (с 53 млн человек в 2012 году до 87 млн в 2015-м) и обладателей банковских карт (согласно исследованию MasterCard, в 2011 году 40% россиян использовали свои банковские карты для оплаты товаров через интернет, а в 2010-м - только 27%).

Бесспортный лидер на рынке интернет-торговли - американский Amazon.com. Давайте отметим несколько важных уроков из его опыта:

1. Сайт Amazon.com открылся в 1995 году, и вплоть до 2003 года приносил инвесторам убытки (если считать за год, первая же квартальная прибыль появилась в 2001 году). Планшеты Kindle, продажи которых были запущены два года назад, до сих пор убыточны для Amazon.

2. Если бы не деньги внешних инвесторов (акции Amazon.com начали торговаться на бирже в 1997 году), компании вряд ли удалось бы просто дотянуть до наших дней, не говоря уже о том, чтобы стать мировым лидером e-commerce.

3. На момент запуска у Amazon.com были серьезные конкуренты, которые работают до сих пор. Им, однако, не удалось развиваться столь же успешно.

4. В 2000-2001 году из-за краха на бирже NASDAQ Amazon.com был на грани разорения (и продолжал приносить убытки). Тем не менее, компании удалось пережить трудные времена.

5. Одно из главных достижений Amazon.com - это построение сильного бренда.

6. Отличительная черта Amazon.com - это постановка во главу угла интересов клиента, постоянная забота о клиенте - касается ли дело удобства работы с сайтом, хранения конфиденциальных данных или выстраивания системы обслуживания.

7. Своими успехами Amazon.com обязан своему основателю Джеффу Безосу и его команде.
Лидер российской интернет-торговли - интернет-магазин Ozon.ru - изначально копировал модель Amazon.com (см. [9]), и даже название было выбрано таким образом, чтобы оно походило на Amazon. Продажи стартовали в апреле 1998 года, а в конце 1999 года были привлечены инвесторы - UFG и Baring Vostok Capital Partners, сумма инвестиций составила 3 млн. долларов. Как и в случае Amazon.com, компания несколько раз балансировала на грани закрытия, однако поддержка инвесторов, а также наличие проверенной бизнес-модели помогли ей преодолеть все трудности.

Интересно отметить насколько вырос масштаб бизнеса Ozon.ru за прошедшие годы. В ноябре 1998 года продажи Ozon.ru составили 200 тыс. руб.[9]. Morgan Stanley прогнозирует, что в 2014 году выручка Ozon.ru может составить 1 млрд.долларов! [14] Если в конце 1999 года Ozon.ru привлек 3 млн. долларов инвестиций (и это казалось невероятной по тем временам суммой), то во время очередного раунда в 2011 году было привлечено уже 100 млн. долларов [11]. Как мы видим, за прошедшее время цена входного билета на рынок сильно выросла. Из недавних сделок на рынке электронной коммерции можно отметить также инвестиции JP Morgan Asset Management в проект электронной торговли одеждой La Moda - сумма инвестиций составила от 55 до 80 млн. долларов [12]. Среди других крупных проектов в интернет-торговле можно упомянуть сеть магазинов Enter, запущенную владельцем сети "Связной" Максимом Ноготковым, а также проект E5.ru, запущенный на базе сети магазинов "Перекресток".

Отметим важное отличие российской ситуации от западной - неразвитость российского фондового рынка. Как мы уже видели, Amazon.com вышел на биржу через два года после запуска, что позволило привлечь ему серьезные инвестиции; аналогично, на западных биржах торгуются основные гиганты интернет-индустрии вроде Google, Facebook, Yahoo и др. К сожалению, в России высокотехнологичные компании практически не торгуются на бирже - даже наши интернет-гиганты Yandex и Mail.ru предпочли разместить свои акции на американской бирже, а не на российской. В результате, с одной стороны, интернет-проекты (в том числе в области электронной торговли) могут привлекать деньги только крупных инвесторов (см.предыдущий абзац); с другой стороны, цена входного билета на рынок электронной коммерции сильно повышается - невозможно вложить в интернет-магазин тысячу рублей на бирже, необходимо сразу вкладывать несколько миллионов долларов в действующий бизнес. Единственное исключение на российском рынке, по-видимому - это интернет-магазин Ютинет, организовавший биржевое размещение своих акций на ММВБ.

Интересный опыт открытия интернет-магазина был описан в российской версии журнала Форбс, где в нескольких выпусках основательница интернет-магазина рассказывала о продвижении своего нового проекта [13]. Вот к каким выводам она пришла после полутора лет работы:
"Значит, расширяться. То есть нужны инвестиции - речь идет об очень больших деньгах, $3-5 млн по меньшей мере (нужен большой складской центр, штат закупщиков, логистов, водителей, автопарк, реклама)."

Таким образом, мы вновь видим, что цена входного билета на рынок составляет несколько миллионов долларов.

Обычно эксперты оценивают шансы на успех нового бизнеса (стартапа) в Интернете как один к десяти. Приходилось встречать утверждение, что из девяти новых интернет-магазинов выживает только один. И это неудивительно, ведь на рынке присутствует более 25 тыс. магазинов, то есть конкуренция на рынке (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) более чем серьезная.

Подведем итоги. Тем, кто хотел бы выйти на рынок электронной торговли и закрепиться на нем, можно дать следующие советы:

I. Сектор электронной торговли быстро развивается, рынок растет на 30% в год и будет расти и далее быстрыми темпами как минимум несколько лет. Крупнейшие игроки на рынке вкладывают огромные деньги в развитие бизнеса на этом рынке. Рынок исключительно интересен, и пока еще можно вскочить на подножку уходящего поезда.

II. В условиях острой конкуренции на рынке шансы успешно запустить проект с нуля составляют примерно 1 к 10. Риск проигрыша слишком велик. Даже если вновь запущенный проект и выйдет на окупаемость - шансы на быстрый рост минимальны.

III. Входной билет на рынок стоит несколько миллионов долларов.

IV. Выбирайте команду, которая имеет большой опыт работы на рынке и у которой есть понятная стратегия развития. Не стоит выбирать команду, получившую образование в Стенфорде - они всегда отчитаются на что истрачены Ваши деньги. Не стоит выбирать команду из бывших айтишников - они могут сделать все, кроме самих сделок - от покупки у поставщика до продажи конечному покупателю. Выбирайте команду, которая может купить товар за 3 рубля и тут же продать за 5!

V. Выбирайте команду, которая делает ставку на лояльность покупателей и заботится об их интересах.

VI. Стройте сильный бренд.

VII. Вероятно, в течение некоторого времени (в случае Amazon.com этот срок составил 6 лет) проект может быть убыточным.

VIII. Опыт Amazon.com показывает, что сегодняшний лидер на рынке может завтра уступить свои позиции. Кто сегодня вспомнит про books.com?

Желаем Вам удачи в наступившем 2013 году! Пусть Ваши инвестиции будут успешными!

Юрий Юфряков
Партнер International Investment Solutions
This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылки:
[1] http://m.gazeta.ru/news/business/2010/12/20/n_1625193.shtml
[2] http://www.vedomosti.ru/companies/news/6007741/google_zarabotal_na_reklame_bolshe_chem_vse_pechatnye_smi
[3] http://www.rg.ru/2012/05/25/yandex-site.html
[4] http://aphorism-citation.ru/index/0-477
[5] http://venturebeat.com/2012/12/28/top-venture-capital-deals-2012/view-all/
[6] http://www.slideshare.net/unova/deal-book-of-russian-internet-fast-lane-ventures-13446110
[7] http://cossa.ru/articles/149/26372/
[8] http://bzzn.ru/article/amazoncom_kyrs_na_pobedy
[9] http://www.towave.ru/pub/ozonru-rozhdenie-natsionalnoi-legendy.html
[10] Алекс Экслер, "OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России"; Манн, Иванов и Фабер, 2010
[11] http://techdaily.ru/ozon-ru-poluchil-investicii-v-razmere-100-mln/
[12] http://www.kommersant.ru/doc/2014239
[13] http://www.forbes.ru/svoi-biznes-opinion/startapy/81135-sudba-startapera-kak-ya-zakryla-internet-magazin
[14] http://kommersant.ru/doc/2101938



Источник: http://www.rwr.ru/articles/analytics/analytics_30879.html

Add comment

Правила добавления комментариев


Security code
Refresh

Download SocComments v1.3