Информационный портал

Информационно-новостной портал

Новости рекламы и маркетинга. Новости Интернета.
Море полезной информации на сайте RetailDepartment.ru
Поделиться ссылкой с друзьями

Коробок отстоял своё название

Twitter
Нравится
RedLine
Коробок отстоял своё название
14.02.2014, DV-Reclama.ruКак «КоробоК» чуть не лишили интеллектуальной собственности

Новость о том, что он, Федор Федотенко, открыл несколько магазинов в Биробиджане, хабаровский предприниматель узнал случайно. Приятель порадовался за него, дескать, молодец, расширяешь свой бизнес, растешь, вот даже за границу края вышел! Федотенко не понял, откуда вдруг у него в Еврейской автономной области магазины? Однако приятель уверял, что собственными глазами видел вывеску точь в точь такую же и название «КоробоК».

Федотенко решил сам удостовериться, что его знакомый ничего не путает. Поехал в Биробиджан, нашел улицу Пионерскую, 69в и остолбенел - точно, его название и рисунок на вывеске до боли знакомый. Зашел в магазин, и вещи продаются те же - простые, повседневные, которыми он больше десяти лет торгует в Хабаровске.

Естественно, он нашел владельца магазина Ивана Понкратова и спросил, как так получилось, что его «КоробоК» оказался в Биробиджане? Сначала предприниматель объяснял, что он точно так же, как и все, придумал незатейливое название магазину и заказал логотип у дизайнеров, а что получилось - то получилось. Он не виноват. Все претензии к авторам, которые, как и полагается, получили за разработку деньги. Выходит, они ввели его в заблуждение? Впрочем, никаких доказательств своей версии Понкратов не предоставил, а впоследствии, когда дело дошло до официальных разбирательств, сам от нее отказался. Звучало не очень убедительно.

Вообще-то это его, Федора Федотенко, товарный знак, и оформлен он по всем правилам. Есть свидетельство Роспатента на логотип, то есть никакой самодеятельности. Он выбрал незатейливое, но запоминающееся название: получилось слово «КоробоК», над последним слогом стоит знак ударения. Первая и последняя буквы названия - заглавные. Именно так и оформлена вывеска на улице Ленинградской в Хабаровске, что касается цвета, то он выдержан в том же стиле - желтый цвет с красной окантовкой, внутри букв - рисунок в виде веточек. Подобная вывеска - и на улице Синельникова. Человек должен привыкнуть и визуально распознавать эту вывеску, когда ему вдруг понадобится купить камуфляжную форму для рыбалки, сапоги, валенки или просто домашний халат.

Почему биробиджанский предприниматель так откровенно скопировал бренд своего хабаровского коллеги, остается большой загадкой. Правда, он немного видоизменил название. И в его варианте начертание выглядело так: «Короб’Ок», а все остальное, как под копирку. Более того, предприниматель рекламировал свои магазины, используя, естественно, фирменный стиль, позаимствованный в Хабаровске.

25 января 2011 года хабаровский предприниматель обратился в управление Федеральной антимонопольной службы России по ЕАО. Решение ФАС не оставляло сомнений, И. Понкратов законодательство-таки нарушил, это видно невооруженным взглядом. И, конечно, ему было предписано вывеску снять и прекратить пользоваться чужой интеллектуальной собственностью, заплатив штраф. После нескольких постановлений антимонопольной службы начались разбирательства в Арбитражном суде, потом в апелляционной инстанции.

Можно сколько угодно спорить о том, что, дескать, у одного предпринимателя вывеска красными буквами с белой окантовкой на желтом фоне, а у другого желтым цветом с красной окантовкой, на самом деле, обозначение считается тождественным с другим, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на некоторые отличия. Таково мнение суда. Изучив практику подобных дел, суд пришел к выводу, что сходство словесных обозначений может быть звуковым, графическим и смысловым.

Психология нашего восприятия такова, что она улавливает общее зрительное восприятие, впечатление в целом, то есть вид шрифта, графическое написание букв, печатные они или письменные, заглавные или строчные, и, конечно, сочетание цветов. Словом, с точки зрения простого потребителя, коробок он и есть коробок, как бы его ни начертали. А уж приписка ниже, по сути, идентична. У Федотенко это называется «простые вещи», а у Понкратова из Биробиджана - «магазин простых вещей». Все это и вводит покупателя в заблуждение. И тут, по мнению суда, обнаруженное сходство настолько явное, что не требуется каких-либо специальных познаний.

Биробиджанский предприниматель защищался, дескать, он же не размещает товарный знак, принадлежащий Федору Федотенко, на этикетках, упаковках, на документации, то есть не тиражирует его. Но суд был непреклонен. Чужая интеллектуальная собственность!

Очевидно, понимая, что он ничего не докажет, а тратиться на новую вывеску совсем не хотелось, биробиджанский предприниматель решил ее… узаконить. И без труда сделал это. Он обратился в федеральный институт промышленной собственности Роспатента и спустя время получил официальный документ, который разрешает ему торговать товарами 24-го класса, то есть тканями, текстилем, одеялами, покрывалами, скатертями и прочим. Никаких вопросов у Роспатента не возникло.

И выходило, что биробиджанский продавец простых вещей тоже стал обладателем интеллектуальной собственности в виде товарного знака, а собственность и у нас в стране, как известно, священна и неприкосновенна. То есть пока шли судебные разбирательства, а дело это растянулось на три долгих года, в некотором роде исчез предмет спора.

- Но почему, если все изначально видели столь очевидное сходство двух вывесок и бесспорно признавали использование интеллектуальной собственности одного предпринимателя другим, так, что для этого даже не требовалось экспертизы, то теперь к неуклюжей копии претензий не возникало? - недоумевает Федор Федотенко.

Он остался при своем мнении, полагая, что это редкий случай недобросовестной конкуренции. Ему стало обидно. Дело дошло до Суда по интеллектуальным правам, который в прошлом году только создан в Москве. Дело дальневосточников оказалось одним из первых.

- Суд по интеллектуальным правам признал, что действия ответчика, то есть биробиджанского продавца простых вещей, нарушает исключительное право истца, то есть хабаровского предпринимателя, на использование зарегистрированного за ним товарного знака, - говорит юрист Центра юридической защиты предпринимателя Марина Белянкова. - Вместе с тем, И. Понкратов теперь является обладателем товарного знака « Короб’ОК» на товары 24-го класса, то есть за ним признается исключительное право на это обозначение, и значит, требовать, чтобы он полностью прекратил его использовать, уже невозможно. Если, конечно, впредь он станет торговать исключительно тканями и текстилем. Вот такая ситуация.

Однако предприниматель, у которого позаимствовали товарный знак, по своему усмотрению может требовать от нарушителя выплаты компенсации от десяти тысяч рублей до пяти миллионов. Федор Федотенко оценил потери своего имиджа в полтора миллиона рублей. И тут важно, что пострадавший предприниматель не обязан доказывать размер понесенных убытков, возможно, прямых потерь и нет. Но, как считает Федотенко, в таких делах страдает репутация, что гораздо досаднее. Понкратов привлекался в административной ответственности, платил штрафы, дважды по двадцать тысяч рублей, но долго так и не снимал вывески. И только через два года после начала судебных разбирательств это сделала местная полиция, которая приехала и явочным порядком заставила предпринимателя подчиниться закону.

Арбитражный суд ЕАО снизил сумму компенсации до 250 тысяч рублей. Но важно даже не это. Вывеска, из-за которой разгорелся сыр-бор и которая добавила работы судейскому сообществу на самом высшем уровне, биробиджанскому предпринимателю больше не пригодится. Справедливость восторжествовала! Федор Федотенко все-таки победил, доказав, что «КоробоК» - его идея, и никто не может пользоваться ею.

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю нам сказали, что подобные дела в их практике достаточно редки. За последние годы их было всего два. И все они на слуху. Это когда Биробиджанский пищекомбинат вдруг на своей сметане стал использовать этикетку Переяславского молочного завода, добавив одно слово «завтра» на английском языке. Многие хабаровские покупатели даже подумали, что Переяславский завод размещает часть своих заказов в соседней области.

И еще случай с компанией Токио Трейд, которая торгует в Хабаровске предметами личной гигиены. Ей приглянулась упаковка туалетной бумаги, которая принадлежала Киевскому бумажно-картонному комбинату. Не бог весть какой дизайн, но Токио Трейд стала его использовать. Очевидно, расчет на то, что люди привыкли ее покупать. Впрочем, после предписания антимонопольной службы обе компании пиратство тотчас же прекратили.

Сметана вернулась законным своим владельцам, украинский бумажно-картонный комбинат восстановил эксклюзивное право на свою упаковку столь деликатного товара. И «КоробоК» остался в Хабаровске. Так все оказалось сложно с магазином простых вещей.

Елена Ищенко
"Тихоокеанская звезда", 14.02.2014
www.toz.khv.ru


Источник: http://dv-reclama.ru/dv/articles/28295/zashchita_intellektualnoy_sobstvennosti_kak_khabarovskiy_predprinimatel_otstoyal_svoe_pravo_na_intel/

Add comment

Правила добавления комментариев


Security code
Refresh

Download SocComments v1.3