Продажа готового бизнеса: оценка бизнеса и этапы продажи
- Details
- Published on Sunday, 27 April 2014 09:34

• определение рыночной цены бизнеса,
• предпродажная подготовка,
• создание подробного описания,
• поиск покупателя,
• совершение сделки.
Самые распространенные методы оценки стоимости бизнеса - затратный, доходный и сравнительный.
• Затратный - сколько нужно вложить средств в создание аналогичного вашему предприятия "с нуля".
• Доходный - сколько денег (чистый денежный поток или cash flow) приносит бизнес за определённый период.
• Cравнительный - сколько стоят предприятия конкурентов.
Завершающий этапом оценки предполагает приведение цены бизнеса к единому знаменателю, где каждому методу присваивается свой вес, в зависимости от типа бизнеса.
Для того, чтобы целевая аудитория, ищущая где купить фирму, смогла максимально быстро ознакомится с предложениями о продаже готового бизнеса, используются возможности специализированных сайтов деловых объявлений в интернете, а также услуги профессиональных юридических компаний, занимающихся продажей готовых фирм.
Подготовленная к продаже фирма должна иметь чистые и ясные результаты бухгалтерского и налогового учёта, понятную и эффективную организационную структуру, оптимальную численность персонала и т.д. В глазах покупателей бизнес, не готовый к продаже, имеет невысокую цену, либо вообще его цена - это стоимость имущества.
После приведения товара в надлежащий вид необходимо дать ему письменную характеристику, которая заинтересует желающих купить бизнес. Для этого готовится инвестиционный меморандум или описание бизнеса. Без такого документа продажа фирмы, как и продажа готового бизнеса вообще, обречены на неудачу.
Готовый бизнес на продажу можно разделить на несколько видов:
• готовый бизнес (бизнес приносящий ежегодный доход не менее 30% от их стоимости в год)
• "заготовка для бизнеса" (стартапы возрастом менее года, низкодоходные бизнесы)
• имущественный комплекс (недвижимость, транспорт, оборудование, участвующие в бизнесе)
• банкрот (постоянно убыточный бизнес, находящийся на стадии ликвидации)
Разумеется, стоимость каждого из видов существенно различается. К примеру, компании-банкроты продаются обычно по ликвидационной стоимости, а цена готового бизнеса часто равна 2-3-летней окупаемости вложений. Задача покупателя – не купить у недобросовестного продавца низкодоходный или убыточный бизнес по цене высокодоходного. Поэтому обязательное условием правильного выбора готового бизнеса - выяснение причин продажи фирмы. Это может быть как понижение уровня рентабельности и уменьшение прибыльности, так и угроза банкротства. Также не исключена криминальная подоплека и т.д. Возможен и вариант, что владелец решил сменить сферу деятельности и заняться другим видом бизнеса, или же у него не хватает средств на дальнейшее развитие компании, или влияют личные мотивы
При решении не обойтись без анализа всех плюсов и минусов покупки готового бизнеса. К выбору разновидности бизнеса необходимо подойти ответственно и максимально серьезно: большинство неудачных покупок связаны именно с отсутствием опыта и знаний у покупателя. В идеале, покупать следует готовый бизнес, соответствующий вашим знаниям и навыкам. Также среди основных вопросов - сколько собственных средств вы готовы выделить на покупку фирмы (включая кредиты в банке на ее развитие).
Продажа готового бизнеса в России обычно происходит по следующим схемам:
• замена учредителей,
• создание нового юридического лица и передача ему активов продаваемого бизнеса,
• продажа предприятия как имущественного комплекса.
Источник: http://dv-reclama.ru/dvbussines/articles/28464/prodazha_gotovogo_biznesa_metody_otsenki_stoimosti_biznesa_zatratnyy_dokhodnyy_i_sravnitelnyy/