Информационный портал

Информационно-новостной портал

Новости рекламы и маркетинга. Новости Интернета.
Море полезной информации на сайте RetailDepartment.ru
Поделиться ссылкой с друзьями

Цветовые ассоциации и основные качества цвета

Twitter
Нравится
RedLine
Цветовые ассоциации и основные качества цвета31.05.2013, DV-Reclama.ru

Для лучшего понимания того эмоционального и психологического влияния, которое оказывает на людей каждый цвет, предлагаем вам таблицу цветовых ассоциаций для всех основных цветов.

Восприятие цвета - это сложный процесс, обусловленный не только физическими, физиологическими, но и психологическими факторами. За долгое развитие человеческого зрения, психологическое воздействие цвета совершенствовалось от элементарного цветоощущения до высоко развитого чувства цвета современного человека.

В психологии под чувством цвета, в отличие от простого ощущения, понимается сложное, обогащенное восприятие цвета, когда возникают определенные образы, а также связанные с ними воспоминания, эмоции и психические состояния - то есть появляются ассоциации, связанные с цветом.

Эмоциональные ассоциации могут быть позитивными, негативными или нейтральными. Цвет может возбуждать кроме органов зрения и другие органы чувств - осязание, слух, вкус, обоняние. Цвет может вызвать такие физические ассоциации, как легкий, холодный, тихий, гладкий, отступающий, тяжелый и т.д.

В одном эксперименте нескольким испытуемым предлагалось перенести на определенное расстояние две группы ящиков, выкрашенных в желтый и коричневый цвет. После того как ящики были перенесены, участникам эксперимента задавался вопрос: "Какая группа ящиков тяжелее?" Из них 90% ответили, что коричневая группа, хотя вес ящиков был абсолютно одинаков.

Возникающие при восприятии цветов ассоциации - это несобственные качества цвета. Собственные качества цвета - это такие основные характеристики, как цветовой тон, светлота, насыщенность. Несобственные качества, отражающие тесную связь цвета с предметом, всегда были очень важны для всех видов искусств, так как благодаря им можно усиливать выразительность и эмоциональный настрой художественного произведения, пространства в интерьере и т.д.

Конечно, сила и характер воздействия одного цвета на разных людей неодинакова. Они зависят от многих как объективных факторов (собственных качеств цвета, площади, фактурности цветной поверхности, местоположения в пространстве), так и субъективных (настроения, характера, восприимчивости человека). Однако многочисленные исследования показывают, что одни и те же цвета и сочетания цветов вызывают у большинства людей близкие психофизиологические реакции. Многие из них объясняются объективными физическими и физиологическими закономерностями.

Пространственные свойства цвета были замечены и использовались еще художниками эпохи Возрождения, которые в своих работах пользовались как линейной перспективой, так и воздушной, и цветовой. Передние планы на своих полотнах они изображали в теплых коричневатых тонах, а дальние - в прохладных, высветленных, сине-зеленых, голубых тонах. Существует столь же научное объяснение результатам неоднократно проводимых экспериментов со слепыми людьми, на ощупь определяющими красный цвет по теплу, исходящему от цветных образцов. Если посмотреть на шкалу электромагнитных излучений Вселенной, то спектральное видимое излучение, вызывающее красный цвет, находится на границе с самым "горячим" по температуре инфракрасным излучением. Данное "соседство" объясняет, что эти излучения при поглощении поверхностью выделяют большее количество тепла по сравнению с холодным, например, синим цветом.

Кроме физически объяснимых температурных различий красного и синего цвета, в основе их различий лежат также и вековые ассоциации с теплыми и холодными предметами, а также явлениями окружающего человека природного мира. Например, красный цвет воспринимается как теплый, потому что он ассоциируется с огнем. Синий же цвет воспринимается как холодный, потому что он ассоциируется с водой, льдом, небом и, естественно, вызывает у нас чувство прохлады и свежести. Данные "природные" ассоциации легли в основу принятого в цветоведении разделения спектрального цветового круга на теплую и холодную части.

Когда мы сравниваем цвета, их температурные качества могут изменяться по нескольким причинам. Например, "берлинская лазурь" теплее "ультрамарина". Оптимально насыщенные чистые цвета будут холоднее соответствующих слабо насыщенных. Темные цвета будут казаться теплее, чем соответствующие им светлые. Явления последовательного контраста будут давать "температурные" оттенки. Например, чистый красный цвет на фиолетовом фоне будет казаться теплее того же красного на оранжевом фоне. Умение видеть относительные качества цветов - изменение их "температурности" - служит прекрасным подспорьем для создания цветовых гармоний. Это же умение является показателем выработки утонченного колористического чувства цвета.

Символические значения цветов также вызывают у людей эмоциональные реакции. Здесь, конечно, больше субъективных факторов. "Окраска" или оценка эмоциональных ассоциаций (позитивные или негативные), вызванных символикой цвета, зависит от возраста человека, его жизненного опыта, профессии, образования, национальных и культурных традиций, в которых он вырос и живет и др. Тем не менее есть множество символических значений цветов, которые на сегодняшний день являются наиболее общими для многих народов. Решение цветовых проблем, конечно, должно базироваться на знании и осмыслении огромного опыта, накопленного человечеством в этой области.

Для лучшего понимания того эмоционального и психологического влияния, которое оказывает на людей каждый цвет, предлагаем вам таблицу цветовых ассоциаций, которая была составлена на основе исследований специалистов в данном вопросе (Р. Арнхейм, Г. Цойгнер, Г. Фриллинг, К. Ауэр), а также ряда социальных опросов, проведенных автором.

Таблица 1. Таблица цветовых ассоциаций

Цветовые ассоциации и основные качества цвета

Тaтьяна Алекceeвна Буймиcтpу,
доцент Технического университета Moлдoвы, доктор архитектуры, преподaвaтель искусства высшей дидактической степени
www.elitarium.ru


наверх

Источник: http://dv-reclama.ru/others/articles/psihologiya_i_reklama/detail.php?ELEMENT_ID=27706

Add comment

Правила добавления комментариев


Security code
Refresh

Download SocComments v1.3