Информационный портал

Информационно-новостной портал

Новости рекламы и маркетинга. Новости Интернета.
Море полезной информации на сайте RetailDepartment.ru
Поделиться ссылкой с друзьями

Ценностные волны

Twitter
Нравится
RedLine
Ценностные волны05.04.2013, DV-Reclama.ru

Развитие индивида и сообщества представляет собой непрерывный поток, который последовательно проходит бесконечное количество стадий ("ценностных волн"). Неизбежно начиная свой путь с младенческой бежевой волны, каждый из нас волен подняться до высшей для данного сообщества ценностной волны или превзойти ее. Шанс есть у каждого, но не каждый им пользуется. Рассмотрим содержание ценностных волн.

Люди далеко не всегда ведут себя последовательно. Мы часто говорим одно, а делаем совершенно другое, что объясняется, в частности, наличием в наших картинах мира аттитюдов разных уровней, привязанных к более или менее абстрактным стандартным ситуациям.

Существуют две крайности: рассматривать каждого адресата с точки зрения его абсолютной уникальности или попытаться свести все множество адресатов к каким-то классам с размытыми, подвижными, текучими, но все-таки определяемыми границами.

Приоритетная задача актора (социального субъекта, который воздействует на целевую группу) - заранее взглянуть на предполагаемую ситуацию взаимодействия и свое сообщение глазами адресата, чтобы предвидеть его реакцию. Если прогнозируемая реакция не устраивает актора, он должен смоделировать более адекватный контекст и сообщение и только после этого приступить к воздействию. Главный вопрос: "С каким же слоем картины мира адресата будет резонировать сообщение актора?" Проще говоря, будет ли это сообщение осмысленным и понятным для адресата?

Один из вариантов такого "расслоения" - это модель спиральной динамики, предложенная Клэр Грейвз и впоследствии развитая Доном Беком и Кристофером Коуэном (табл. 1). Развитие индивида и сообщества представляет собой непрерывный поток, который последовательно проходит бесконечное количество стадий ("ценностных волн").

Таблица 1. Ценностные волны

Ценностные волны

Неизбежно начиная свой путь с младенческой бежевой волны, каждый из нас волен подняться до высшей для данного сообщества ценностной волны или превзойти ее. Шанс есть у каждого, но не каждый им пользуется.


Каждая волна динамической спирали, будучи сама по себе специфическим целым, включает в себя все предыдущие (нижние) волны и одновременно является частью всех последующих (верхних) уровней. Таким образом, для динамической спирали все волны одинаково важны. Это принцип холархии.

Ценностные волны составляют два уровня:

• уровень существования;
• уровень бытия.

Индивиды и группы, центрированные на волнах первого яруса, рассматривают свои мировоззрения как единственно правильные. Настоящая толерантность ("культурное уважение") появляется только на ярусе бытия. Рассмотрим содержание ценностных волн.

Первые человеческие сообщества представляли собой группы выживания и воспроизводства, взаимодействия в которых строились на основе врожденных инстинктов и мало чем отличались от социобиологических отношений в стае гусей.

В онтогенезе (индивидуальном развитии) с этой фазы начинают свое существование новорожденные, на ней останавливаются душевнобольные, к ней скатываются слабоумные старцы и жертвы болезни Альцгеймера. К таким же результатам приводит длительная депривация биологических потребностей и чрезмерные психосоматические нагрузки в результате стихийных бедствий или контузии. По некоторым оценкам, около 0,1% населения Земли постоянно находятся или регулярно "падают" на бежевый уровень.

Достоверным источником для "бежевых" адресатов являются акторы, которые в первую очередь удовлетворяют их биологические потребности и проявляют по отношению к ним заботу в виде благоприятных сенсорных воздействий.

Согласно "пурпурному" мировоззрению, миром управляют духи предков (анимизм), благосклонности которых нужно добиваться, защищая племя от врагов ("чужих групп") и обеспечивая потребности "Мы-группы" (соплеменников). Индивиды усваивают эти ценности в ходе исполнения коллективных символических действий (ритуалов) под руководством шамана племени.

Человек уже отделяет себя от животных и растений, но не от племени в целом. Собственно говоря, личность как таковая еще не появилась. Вождь подкрепляет эту первичную (аморфную) сплоченность тем, что в случае успешных действий поощряет группу в целом, а не конкретных исполнителей. Если на бежевой волне каждый взрослый занят выживанием (репродукцией и поиском добычи для себя и своих детенышей), то на пурпурной добычу получает племя.

Кредитным источником для членов племени являются шаман, вождь и совет старейшин, которые обосновывают необходимость конкретных действий в конкретной ситуации исполнением воли духов и заветов предков.

Примеры современных проявлений "пурпурного" мировоззрения - это вера в существование злых духов и ангелов-хранителей, клятвы на крови, амулеты удачи, приметы и суеверия, этнические и семейные ритуалы, а также сатанинские культы. Мистические взгляды часто преобладают в спортивных командах, бандах, а также во многих сообществах третьего мира. Носители этой парадигмы, составляя 10% населения, обладают не более чем 1% власти.

В филогенезе (развитии общества) - это время появления феодальных поместий, а в онтогенезе оно проявляется в детстве с трех до пяти лет, а также повторяется в подростковом возрасте.

Для "красных" индивидов и групп мир - это джунгли, где каждый сам за себя, где выживает сильнейший, где ты либо победитель, хищник, имущий, либо соответственно проигравший, жертва, неимущий. Главная жизненная цель - господство и подчинение, власть и контроль над другими. Будь импульсивным, не сдерживай свои порывы и чувства, не думай о последствиях, ибо "есть только миг в этом мире бушующем"! "Красные" уличные группировки ведут непрерывные войны за "территорию", а "красные" "солдаты удачи" посвящают свою жизнь кровавым битвам.

Управление группой берет на себя Большой Начальник, который защищает, наказывает и награждает членов в обмен на личное послушание и подневольный труд. Это расцвет рабства, крепостного права, потогонной системы. Для ситуативного надзора над маленькими группами Начальник по своей прихоти назначает "маленьких начальников".

В "красном" сообществе применяется немедленное вознаграждение или наказание за исполнение или неисполнение распоряжений Начальника и его приближенных. Добычу забирает Начальник как сильнейший. Но как только Начальник слабеет, его место занимает тот, кто в данный момент является сильнейшим. Для 20% населения эта волна является центральной, но "красные" обладают всего лишь 5% власти.

При общении с "красными" индивидами и группами надо постоянно помнить об их импульсивности, склонности подчиняться только силе и проявлять враждебность по отношению к "чужакам", "реестр" которых составляет Начальник.

Миссия человечества - служение этой Высшей силе и следование абсолютной Истине. Исполнение Долга гарантирует вознаграждение после смерти, а нарушение его влечет немедленное наказание в этой жизни и неизбежную посмертную кару. Таким образом, "неправильные" импульсы контролируются чувством вины и внутригрупповым давлением. Эта волна, окрепшая еще в конфуцианском Китае и преобладающая сегодня в России, нашла свое патологическое выражение в современном религиозном фундаментализме.

"Синяя" пирамидальная организационная структура предполагает строгую дисциплину одновременно с поощрением корпоративной сплоченности. Ее признаки - пожизненный наем, корпоративное жилье, корпоративные магазины, стаж как особая заслуга, чествование ветеранов. Добычу зарабатывают праведные, то есть те, кто подчиняется земной власти и ради Дела, Истины или праведного Пути готов пожертвовать собой. Сегодня "синее" мировоззрение разделяется 40% населения, которые располагают 30% власти.

Обязательные вербальные триггеры при коммуникации с "синими" аудиториями - это "порядок", "долг", "честь", "репутация", "патриотизм", "светлое будущее".

Рационалистическая наука представляет мир как механизм, работающий в соответствии с познаваемыми человеческим разумом строгими законами. Эти законы управляют всеми сферами жизни, поэтому задача индивида и общества - познать их и использовать для победы в борьбе с конкурентами. На оранжевой волне главной жизненной целью становится достижение личного успеха и материального изобилия.

После коллективистской синей волны, жестко определявшей место индивида в сообществе, идет индивидуалистическая оранжевая волна, на которой провозглашается приоритет автономии и независимости, проповедуется вера в социальный прогресс и научно-техническую революцию. В попытках подняться вверх по социальной лестнице за счет собственных усилий, а не благодаря данным от рождения статусу и богатству, "оранжевый" индивид концентрируется на планировании, контроле, оценке эффективности и рисков.

В системе управления главная роль отводится рациональным мотивам и соответственно материально-финансовой мотивации, поскольку работники рассматриваются управленцами как товар. В силу этого кредитными источниками являются эксперты, авторитеты, профессионалы, которые уже доказали свое превосходство (свою успешность) на рынке труда.

Оранжевая волна сегодня доминирует (50% власти и 30% населения), но на смену ей уже накатывает зеленая волна.

Здесь работа на благо общества предпочтительнее прибыли, а сотрудничество как стратегия - лучше "оранжевого" соперничества.

Кредитным источником для "зеленых" индивидов становятся их собственные ценностные "Мы-группы". Более того, главное для них - не инструментальный результат совместной деятельности, а сопричастность и психологический комфорт каждого члена команды. При принятии решений должен быть услышан каждый участник, однако жесткое следование концепции плюрализма и релятивизма ценностей порою приводит к уравниловке.

Главный стимул для "зеленого" индивида - одобрение группой, поэтому "зеленые" лидеры как равные среди равных организуют внутригрупповое сотрудничество и кооперативные коммуникации, поощряя работников предоставлением им дополнительных возможностей для саморазвития. Тем не менее здесь добычу получает "Мы-группа". По мнению исследователей, на "зеленой" волне более или менее постоянно пребывают 10% населения, обладающие 15% власти.

На желтом уровне жизнь - это калейдоскоп иерархий без господства и подчинения (холархия), где различия и множества интегрированы во взаимозависимые сети, а уровни сенсомоторной (физико-химической, биологической, психической) и социокультурной ("ценностной") реальности сосуществуют. Приоритет отдается гибкости, спонтанности и функциональности. В суфийской трактовке это - "нужное время, нужное место, нужные люди, нужный метод".

Главный критерий при формировании команды - степень личной компетентности по конкретным вопросам. Руководитель распределяет задания среди исполнителей, исходя из их навыков и интересов, а главный мотив для них - возможность самореализации без нанесения урона другим. Поощрение производится с учетом личного вклада в общее дело, то есть добычу получает самый компетентный.

Для "желтого" сознания мир - это живая система взаимосвязанных, но все же независимых сущностей, каждая из которых сама отвечает за себя и за мир в целом. Человек - остров в мировом архипелаге. Самовыражение личности сочетается с ответственностью за мир в целом, жизненный приоритет - работа на благо всего живого, а не эгоистическое обогащение конкретных индивидов или групп.

"Желтое" управление принимает во внимание все ценностные волны, соединяет все знания, чувства, интуиции и инстинкты для решения глобальных проблем на макроуровне, делает акцент на духовной связи и осмысленности работы для Космоса в целом, поощряет инновации и кооперацию. На этой волне долгосрочное планирование соединяется со спонтанностью деятельности. Впервые в истории человечества добычу получает Жизнь.

Ценностные волны как мировоззренческие слои картин мира индивидов и социальных групп часто становятся источниками конфликтов. Ценностные конфликты по своим последствиям опаснее ресурсных, поскольку носители менее содержательных волн не в состоянии понять тех, у кого шире ценностный кругозор. Никакое количество "оранжевых" научных доказательств не убедит "синих", верующих в миф, никакие "зеленые" человеческие связи не произведут впечатления на "оранжевую" агрессивность до тех пор, пока сами индивиды и социальные группы не проявят готовность продолжить развитие по динамической спирали.

Подлинное взаимопонимание и конструктивные взаимоотношения здесь возможны в том случае, если социальные субъекты, центрированные на более высоких ценностных волнах, возьмут на себя большую ответственность за социальный мир во всех смыслах этого слова.

Hикoлaй Филиппoвич Пoнoмарев,
кандидат филологических наук, дoцент кафедры жуpналиcтики Пepмского гocударственного национального исследовательского унивеpcитета
www.elitarium.ru


наверх

Источник: http://dv-reclama.ru/others/articles/detail.php?ELEMENT_ID=27619

Add comment

Правила добавления комментариев


Security code
Refresh

Download SocComments v1.3