Информационный портал

Информационно-новостной портал

Новости рекламы и маркетинга. Новости Интернета.
Море полезной информации на сайте RetailDepartment.ru
Поделиться ссылкой с друзьями

4 модели поведения лидера

Twitter
Нравится
RedLine
4 модели поведения лидера24.07.2013, DV-Reclama.ru

Поведение лидера: четыре модели

Две основные модели поведения лидера подразделяются на маскулинные и фемининные лидерские модели. Каждая из них различается способами достижения статуса лидера, значимости отдельных личностных характеристик, привилегиями и полномочиями в группе. Каждая из них также содержит ключи к достижению желаемого статуса и полномочий. В первом случае способ достижения лидерства конкурентный, во втором - это добровольный выбор членов группы.

Существуют две основные модели поведения лидера (конкурентная и кооперативная), которым соответствуют различные личностные характеристики.


Имеет филогенетические корни, поэтому особенности поведения лидера и определенные личностные черты в некоторой степени сходны с поведением и характеристиками вожака в сообществе животных. Им становится, как правило, крупный, зрелый по возрасту и агрессивный самец с повышенной сексуальностью (правда, порой и здесь бывают исключения - крупная и старая самка или самка в состоянии полового покоя); роль вожака непременно сопровождается различными привилегиями - в пище, месте нахождения в сообществе, в выборе активности и т. п. Поэтому лидер, соответствующий этой модели, демонстрирует определенные черты своей личности и социального поведения.

Основные проявления этой модели следующие:

1. Способ достижения статуса лидера, соответствующего этой модели, как правило, конкурентный (это захват власти с использованием различных средств принуждения - физического, психологического, манипулирования и пр.)

2. Обязательно наличие разнообразных привилегий у лидера (чем они больше, тем сильнее конкуренция за лидерство).

3. Модель отличается значимостью для лидера индивидных характеристик:

• пола (преимущество - у мужчины);
• возраста (преимущество - у представителя старшего возраста, но не пожилого);
• сексуальной привлекательности (она должна быть у претендента на лидерство достаточно высокой).

4. Высокие показатели "конкурентных" личностных характеристик лидера:

• конкурентности;
• доминантности;
• агрессивности;
• половой идентификации (это должен быть маскулинный мужчина, а не фемининный или андрогинный);
• уверенности в себе;
• эгоцентризма и непременной заботы о себе, своих привилегиях и благополучии (доминирующей над заботой об окружающих);
• самодостаточности;
• мотивации власти и достижения;
• эмоциональной устойчивости;
• успешности по деловым критериям;
• делового лидерского стиля.

5. Низкие показатели "кооперативных" личностных качеств:

• кооперативности;
• коммуникативных характеристик (направленности на общение, альтруизма, экстраверсии, мотивации аффилиации);
• социального интеллекта;
• успешности по социоэмоциональным критериям (лидер не придает значения человеческим отношениям, а нацелен лишь на дело);
• благополучия в личной жизни (индивид с конкурентными характеристиками, на наш взгляд, будет и в семье создавать конкурентную среду, возможно, подавлять окружающих, поэтому, скорее всего, и члены его семьи, а в конце концов и он сам, вследствие этого будут несчастливы);
• эгалитарности взглядов на женское и мужское лидерство.


1. Способ достижения статуса лидера - без принудительного захвата власти. Это добровольный выбор членов группы; борьба за лидерство не ведется, лидером становится наиболее пригодный для выполнения групповой задачи член группы.

2. Выполнение лидерской роли не приносит претенденту никаких материальных или иных привилегий, а сулит ему лишь психологические преимущества - в виде уважения и любви окружающих.

3. Незначимость для лидера индивидных характеристик (пола, возраста, сексуальной привлекательности - иначе говоря, лидером может быть и мужчина, и женщина, и молодой, и пожилой, и зрелого возраста, и не обязательно сексуально привлекательный).

4. Высокие показатели "кооперативных" личностных характеристик лидера:

• коммуникативных характеристик (направленности на общение, альтруизма, экстраверсии, мотивации аффилиации);
• лидерского потенциала;
• интеллекта (скорее здесь важен социальный интеллект: это позволяет лидеру ладить с окружающими, не претендуя на всю полноту власти);
• успешности по социоэмоциональным критериям;
• социоэмоционального лидерского стиля (т. е. направленного на подлинное сотрудничество с членами группы, - не ради манипулирования ими, а ради них самих, ради достижения совместных целей);
• кооперативности среды в детстве;
• благополучия в личной жизни;
• эгалитарности взглядов на женское и мужское лидерство (т. е. мужчина и женщина имеют равные права и способности быть лидером).

5. Низкие показатели "конкурентных" личностных характеристик лидера:

• конкурентности;
• доминантности;
• агрессивности;
• половой идентификации (здесь возможны варианты: андрогинный или фемининный мужчина либо андрогинная или маскулинная женщина);
• уверенности в себе (это слабое место лидера такого типа: он много времени посвящает взаимоотношениям с окружающими, психологическому климату, он стремится никого не обидеть; главным образом, речь идет об отсутствии самоуверенности); эгоцентризма;
• самодостаточности;
• мотивации власти и достижения;
• эмоциональной устойчивости (возможна некоторая тревожность);
• успешности по деловым критериям;
• стереотипности взглядов на женское и мужское лидерство (вернее, отсутствие таких взглядов, поскольку они - эгалитарные).


Маскулинная лидерская модель:

1. Подчинена принципу долженствования - поэтому претендент на лидерскую роль непременно борется за нее практически в любой ситуации, даже если не обладает соответствующими характеристиками для успешного исполнения этой роли.

2. В присутствии женщин конкуренция мужчин за лидерство обостряется: статус лидера повышает его сексуальную привлекательность, которая повышает его шансы стать лидером.

3. Лидер непременно имеет ряд привилегий, материальных и нематериальных.

4. Имеют важное значение индивидные характеристики:

• мужской пол (это должен быть маскулинный мужчина, хотя таким лидером может быть и женщина с маскулинными характеристиками. В глазах окружающих это воспринимается как отклонение от нормы. Женщины-лидеры, демонстрирующие такую модель поведения, подражают и мужскому лидерскому стилю - доминантному, ассертивному и агрессивному. Однако их сексуальная привлекательность при этом не повышается, как у мужчин, а снижается;
• зрелый (или просто старший) возраст.

5. Высокие показатели:

• конкурентности;
• маскулинности;
• сексуальности;
• доминантности;
• агрессивности.

Фемининная лидерская модель - другая разновидность конкурентной модели:

1. Подчинена принципу комплиментарности, дополнительности, вакуума. Лидерская роль принимается только при условии наличия вакуума лидерства, когда нет претендента, "пригодного" для лидерской роли, т. е. обладающего маскулинными чертами и отвечающего характеристикам маскулинной модели. Как правило, женщины - претенденты на лидерство - испытывают страх, что выполнение ими этой роли уменьшит их сексуальную привлекательность или даже приведет их к утере своей гендерной идентичности - женственности.

2. Важны индивидные характеристики:

• женский пол (или мужской с фемининными характеристиками);
• молодой возраст.

3. Высокие показатели фемининности и подчиненности (при сочетании с низкой доминантностью).

4. Низкие показатели конкурентности, агрессивности и сексуальности.

Таблица 1. Характеристики моделей (Модель / Характеристики)

Конкурентная
Значимость индивидных характеристик (возраста, сексуальности, маскулинности и фемининности), высокие показатели конкурентности, доминантности, агрессивности, эгоцентризма, мотивации власти и достижения, макиавеллизма, деловой успешности, эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, стереотипность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие конкурентной среды в детстве и низкие значения показателей кооперативной модели

Кооперативная
Высокие значения кооперативности, мотивации, аффилиации, экстраверсии, лидерского потенциала, социального интеллекта, социоэмоциональной успешности, благополучие в личной жизни, а также эгалитарность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие кооперативной среды в детстве и низкие показатели конкурентной модели

Маскулинная
Высокие значения возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности

Фемининная
Низкие показатели возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности, а также неодобрение окружающими лидерства испытуемого

Taтьянa Влaдимиpoвна Бeндac,
доктор психологических наук, заведующая кaфедpoй социальной пcиxoлогии Opeнбургского государственного университета
www.elitarium.ru


Источник: http://dv-reclama.ru/others/articles/liderstvo/detail.php?ELEMENT_ID=27835

Add comment

Правила добавления комментариев


Security code
Refresh

Download SocComments v1.3